Тел. 8 (800) 511-98-67 Звонок бесплатный! Активировать гостевой доступ
Портал государственных закупок Про-Госзаказ.Ру

Как закупить услуги, объем которых заранее неизвестен

  • 14 марта 2019
  • 25

Вопрос

Вправе ли государственный заказчик в документацию об электронном аукционе на выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту офисной техники (объем определить невозможно) включить условие о том, по итогам проведения электронного аукциона, расчет цены за единицу работы и каждой запасной части (комплектующих и расходных материалов), подлежащей включению в проект государственного контракта, осуществляется согласно проценту снижения пропорционально по всем позициям, включенным в приложение (спецификацию) к государственному контракту?

Ответ

Как показывает практика контрольных органов и разъяснений органов исполнительной власти, заказчик вправе включить условие о том, что по итогам проведения электронного аукциона, расчет цены за единицу работы и каждой запасной части (комплектующих и расходных материалов), подлежащей включению в проект государственного контракта, осуществляется согласно проценту снижения пропорционально по всем позициям, включенным в приложение (спецификацию) к государственному контракту.

Письмо Минэкономразвития России от 27.01.2017 № ОГ-Д28-1097

«… Согласно статье 42 Закона № 44-ФЗ в извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация, в том числе начальная (максимальная) цена контракта.

В случае если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ, в том числе по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги.

При этом в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы работы или услуги исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, по цене каждой запасной части к технике, оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (часть 2 статьи 42 Закона № 44-ФЗ).

Кроме того, в соответствии с частью 5 статьи 68 Закона № 44-ФЗ, если в документации об электронном аукционе указана общая начальная (максимальная) цена запасных частей к технике, оборудованию либо в случае, предусмотренном пунктом 2 статьи 42 Закона № 44-ФЗ, начальная (максимальная) цена единицы товара, работы или услуги, такой аукцион проводится путем снижения указанных общей начальной (максимальной) цены и начальной (максимальной) цены единицы товара, работы или услуги в порядке, установленном указанной статьей.

При этом отмечаем, что, по мнению Департамента, после определения победителя процедуры закупки заказчик рассчитывает коэффициент снижения начальной (максимальной) цены контракта к цене контракта, предложенной победителем в ходе проведения процедуры закупки. Итоговая цена контракта пересчитывается с учетом указанного коэффициента. В случае если контрактом предусмотрена поставка нескольких позиций товара, нескольких этапов исполнения контракта, то итоговая стоимость каждой позиции, каждого из этапов должна быть пересчитана с применением указанного коэффициента, то есть итоговая стоимость каждой позиции, каждого из этапов выполнения работ рассчитывается пропорционально коэффициенту снижения начальной (максимальной) цены контракта, полученного в ходе проведения процедуры закупки. Полученная итоговая стоимость позиций, этапов выполнения контракта и общая итоговая цена контракта вносятся в проект государственного (муниципального) контракта, направляемого победителю закупки. …»

Как закупить услуги, объем которых заранее неизвестен

Есть категории товаров, работ и услуг, с закупкой которых сталкиваются практически все заказчики. Среди них — контракты на ремонт и обслуживание оргтехники, оборудования, автомобилей, услуги связи и т. д. Несмотря на то что такие процедуры проводят довольно часто, специалистов контрактных служб закупки с неопределенным объемом нередко ставят в тупик. Рассмотрим примеры таких закупок на практике.

Какие условия закона необходимо соблюсти

Предположим, что вам нужно закупить запчасти для техники. Чтобы понять, как правильно сделать это, выделим главные условия задачи. От них мы будем отталкиваться, разбирая практический пример.

Все условия, которые ограничивают ваши действия при закупке услуг неопределенного объема, прописаны в п. 2 ст. 42 Закона № 44-ФЗ. А именно:

  • НМЦК остается неизменной. Она указана в извещении, и контракт надо заключить именно по этой цене;
  • предмет контракта — оказание услуг или выполнение работ, товар же используется при оказании этих услуг;
  • сумма контракта не должна превышать выделенные лимиты бюджетных средств, которые вы указали в плане-графике и извещении о закупке;
  • вы формируете цену за единицу товара, услуги (работы) на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, запланированных к закупке. Цену нужно получить минимум от трех участников закупки;
  • в результате закупочной процедуры снизится не цена контракта, а общая цена запасных частей к технике, оборудованию, цена единицы работы или услуги (ч. 17 ст. 68 Закона № 44-ФЗ).

Поскольку заранее определить конкретные детали автомашин, которые сломаются, невозможно, составьте перечень всех запчастей, вплоть до самых мелких болтов и шайб. К этой информации добавьте перечень расходных материалов, которые будут использоваться при ремонте. А также запрос о стоимости нормо-часа ремонта определенной марки автомобиля. Все эти данные надо направить поставщикам (п. 3.7.1 приказа Минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567).

Устанавливаем начальные величины

На основании не менее чем трех ценовых предложений заказчик формирует и рассчитывает общую начальную (среднюю) цену запасных частей.

Участником, предложившим наиболее низкую цену контракта, признается лицо, предложившее:

  • наиболее низкую общую цену запасных частей к технике, оборудованию;
  • наиболее низкую цену единицы работы или услуги по техническому обслуживанию и ремонту техники, оборудования;
  • наиболее низкую цену единицы услуги (ч. 17 ст. 68 Закона № 44-ФЗ).

Таким образом, для проведения аукциона на техническое обслуживание и (или) ремонт техники и оборудования заказчик должен установить три начальных величины:

  • НМЦК;
  • общую начальную (максимальную) цену запасных частей и расходных материалов;
  • начальную (максимальную) цену единицы работы (услуги).

Аукцион будет проводиться на снижение единичных расценок на работы и услуги и единичных цен запасных частей.

Обратите внимание, что контракт заключается по начальной (максимальной) цене, а исполняется по сниженным единичным расценкам. Эти суммы надо указать в извещении.

Формулируем текст извещения

Обязательно проинформируйте участников аукциона о том, что оплата будет проведена по цене единицы услуги исходя из фактически оказанного объема. А также по цене каждой запасной части исходя из поставленного количества. При этом размер оплаты не превысит НМЦК, указанную в извещении и документации.

Сформулировать пункт извещения можно так:

«В соответствии со ст. 42 Закона № 44-ФЗ оплата выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы работы или услуги исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, по цене каждой запасной части к технике, оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем НМЦК, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке».

Важно указать в документации, что цена единицы товара будет рассчитана после определения победителя с помощью коэффициента снижения цены. Формула для его расчета следующая:

К = Цэа ÷ Цобщ,

где:

Цэа — общая цена запасных частей и применяемых при ремонте расходных материалов и цена одного человеко-часа работы, предложенной победителем аукциона;

Цобщ — сумма общей начальной (максимальной) цены запасных частей, расходных материалов и цены одного человеко-часа работы, указанная в извещении и документации об аукционе.

Цены единиц поставляемого товара, работы, услуги пересчитываются путем умножения полученного коэффициента на начальную (максимальную) цену единицы товара, работы, услуги, указанную в документации об аукционе. Это надо сделать по каждой позиции технического задания. Аналогично путем умножения на коэффициент снижения рассчитывается цена одного человеко-часа работы по техническому обслуживанию и ремонту. При расчетах производится округление полученных значений до двух десятичных знаков после запятой по математическим правилам округления.

Пример закупки услуг по техобслуживанию и ремонту автомобилей

Рассмотрим конкретный пример закупки услуг по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей. Для этого в ЕИС выберем подходящее извещение № 0174200001915000689.

Заказчику выделили из бюджета на ремонт автомобилей 2 654 000 руб., а общая начальная (средняя) цена запасных частей по результатам изучения рынка составила 72 268 538,58 руб. Электронный аукцион состоялся 12 ноября 2015 г. на ЭТП ММВБ. В ходе торгов подано 35 предложений.

Общая цена снизилась на 17% и составила 59 982 924,3 руб.

Коэффициент снижения, с помощью которого были пересчитаны единичные цены, составил:

К = 59 982 924,3 руб. / 72 268 583,58 руб. = 0,83.

При заключении контракта в спецификации цену каждой запчасти, единицы расходного материала, стоимость нормо-часа работы пересчитали с учетом коэффициента.

Цена заключенного контракта составила 2 654 000 руб., не превысив размер НМЦК.

Таким образом, при необходимости ремонта автомобилей заказчик может закупить по сниженной цене любую необходимую запасную часть, указанную в техническом задании.

Для оформления спецификации с несколькими десятками тысяч запчастей лучше использовать таблицу Excel, благодаря которой легко уменьшить цену каждой из тысяч запчастей на соответствующий коэффициент снижения.

По такому же принципу проводятся закупки:

  • услуг сотовой связи (предложения разных операторов по единичным тарифам входящих-исходящих вызовов внутри сети, на телефоны других операторов, другие регионы России, SMS-сообщения и другие услуги);
  • услуги по техническому обслуживанию и ремонту вычислительной и копировально-множительной техники;
  • автотранспортных услуг по перевозке пассажиров (учитывают тип автомобиля, стоимость 1 км пробега, стоимость 1 часа ожидания, количество автомобилей и другие данные);
  • медицинских услуг (предрейсовый и послерейсовый осмотр сотрудников, закрепленных за служебным автотранспортом; медицинские осмотры сотрудников), а также других услуг, указанных в п. 2 ст. 42 Закона № 44-ФЗ.

Заказчик вправе указывать в извещении цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги, а также НМЦК исключительно при закупке работ и услуг, прямо указанных в п. 2 ст. 42 Закона № 44-ФЗ (письмо Минэкономразвития России от 30.11.2015 № Д28и-3511).

Решение Санкт-Петербургского УФАС России от 12.10.2017 по делу № 44-3953/17

«… В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе в части направления проекта контракта с применением коэффициента аукционного снижения пропорционально количеству лекарственных средств, необходимых к поставке.

Заказчик считает жалобу необоснованной.

В соответствии с ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт.

В соответствии с ч. 1 ст. 70 Закона о контрактной системе по результатам электронного аукциона контракт заключается с победителем такого аукциона, а в случаях, предусмотренных ст. 70 Закона о контрактной системе, с иным участником такого аукциона, заявка которого на участие в таком аукционе в соответствии со ст. 69 Закона о контрактной системе признана соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе.

В соответствии с ч. 2 ст. 70 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанного в ч. 8 ст. 69 Закона о контрактной системе протокола заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе.

Согласно подведения итогов электронного аукциона от 26.09.2017 №0372100052917000448-3 Заявитель признан победителем аукциона.

Заказчиком в регламентированный оператором электронной площадки срок на основании ч. 2 ст. 70 Закона о контрактной системе 02.10.2017 в адрес победителя закупки направлен проект контракта.

В соответствии с ч. 3 ст. 70 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронного аукциона размещает в единой информационной системе проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью указанного лица. В случае, если при проведении такого аукциона цена контракта снижена на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта, победитель такого аукциона предоставляет обеспечение исполнения контракта в соответствии с ч. 1 ст. 37 Закона о контрактной системе, обеспечение исполнения контракта или информацию, предусмотренные ч. 2 ст. 37 Закона о контрактной системе, а также обоснование цены контракта в соответствии с ч. 9 ст. 37 Закона о контрактной системе при заключении контракта на поставку товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (продовольствия, средств для скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, оказываемой в экстренной или неотложной форме, лекарственных средств, топлива).

Согласно протоколу проведения электронного аукциона от 22.09.2017 №0372100052917000448-2 снижение начальной (максимальной) цены контракта составило 39.87 %.

В соответствии с ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение о проведении закупки должно содержать, в том числе начальную (максимальную) цену контракта.

В соответствии с ч. 2 ст. 34 Закона о контрактной системе при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных ст. 34 и ст. 95 Закона о контрактной системе.

Согласно п. 2.3 Раздела III «Проект контракта» документации о закупке Заказчиком на основании ч. 2 ст. 34 Закона о контрактной системе установлено следующее: «Цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта за исключением случаев, предусмотренных разделом 7 настоящего контракта.».

Комиссия УФАС приходит к выводу, что законодательством о контрактной системе не установлен порядок применения коэффициента аукционного снижения начальной (максимальной) цены контракта по отношении к каждой позиции товаров, являющихся предметом закупки.

Предмет закупки включает в себя 46 позиций (наименований) лекарственных средств.

Согласно доводам Заявителя применение коэффициента аукционного снижения Заказчиком противоречит требованиям ч. 1 ст. 34 и ч. 2 ст. 70 Закона о контрактной системе, так как изменяет ценовое предложение, указанное в заявке Заявителя.

Вместе с тем, применение коэффициента аукционного снижения направлено на расчет цены каждого лекарственного средства, являющегося предметом контракта, с учетом цены контракта, предложенной Заявителем при проведении аукциона. Следовательно, применение Заказчиком коэффициента аукционного снижения не изменяет ценовое предложение участника закупки. Сумма цен, указанных Заказчиком при применении коэффициента аукционного снижения в проекте контракта, соответствует цене контракта, предложенной победителем.

Согласно доводам Заявителя, коэффициент аукционного снижения должен быть рассчитан победителем аукциона самостоятельно при направлении подписанного со стороны победителя аукциона проекта контракта Заказчику.

Вместе с тем, в соответствии с ч. 3 ст. 70 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронного аукциона размещает в единой информационной системе проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью указанного лица. В случае, если при проведении такого аукциона цена контракта снижена на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта, победитель такого аукциона предоставляет обеспечение исполнения контракта в соответствии с ч. 1 ст. 37 Закона о контрактной системе, обеспечение исполнения контракта или информацию, предусмотренные ч. 2 ст.37 Закона о контрактной системе, а также обоснование цены контракта в соответствии с ч. 9 ст. 37 Закона о контрактной системе при заключении контракта на поставку товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (продовольствия, средств для скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, оказываемой в экстренной или неотложной форме, лекарственных средств, топлива).

Таким образом, нормами Закона о контрактной системе не установлено право победителя аукциона на изменение положений проекта контракта при его подписании.

В соответствии с ч. 4 ст. 70 Закона о контрактной системе победитель электронного аукциона, с которым заключается контракт, в случае наличия разногласий по проекту контракта, размещенному в соответствии с ч. 2 ст. 70 Закона о контрактной системе, размещает в единой информационной системе протокол разногласий, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя такого аукциона. При этом победитель такого аукциона, с которым заключается контракт, указывает в протоколе разногласий замечания к положениям проекта контракта, не соответствующим извещению о проведении такого аукциона, документации о нем и своей заявке на участие в таком аукционе, с указанием соответствующих положений данных документов.

Следовательно, основанием для направления протокола разногласий и внесения изменений в проект контракта являются замечания к положениям проекта контракта, не соответствующим извещению о проведении такого аукциона, документации о закупке и заявке на участие в аукционе.

Применение коэффициента аукционного снижения не является изменением положений извещения, документации о закупке, заявки участника закупки. Следовательно, применение коэффициента аукционного снижения также не является основанием для внесения изменений Заказчиком положений проекта контракта, направленного в адрес победителя аукциона. …»

Письмо Минэкономразвития России от 05.11.2015 № Д28и-3315

«…Нормы Закона № 44-ФЗ не предусматривают порядок расчета коэффициента снижения начальной (максимальной) цены контракта к цене контракта, предложенной победителем в ходе проведения процедуры закупки, а также порядок расчета итоговой стоимости каждого из этапов выполнения работ, отдельных видов услуг, отдельных позиций товара.

Одновременно отмечаем, что, по мнению Департамента, после определения победителя процедуры закупки заказчик рассчитывает коэффициент снижения начальной (максимальной) цены контракта к цене контракта, предложенной Минэкономразвития России победителем в ходе проведения процедуры закупки. Итоговая цена контракта пересчитывается с учетом указанного коэффициента. В случае, если контрактом предусмотрено поставка нескольких позиций товара, этапов его исполнения, то итоговая стоимость каждой позиции, каждого из этапов должна быть пересчитана с применением указанного коэффициента, то есть итоговая стоимость каждой позиции, каждого из этапов выполнения работ рассчитывается пропорционально коэффициенту снижения начальной (максимальной) цены контракта, полученного в ходе проведения процедуры закупки. Полученная итоговая стоимость позиций, этапов выполнения контракта и общая итоговая цена контракта вносятся в проект государственного (муниципального) контракта, направляемого победителю закупки.

При этом заказчик вправе включить в документацию, извещение о проведении запроса котировок условия о применении «понижающего коэффициента» за единицу каждого товара пропорционально снижению начальной (максимальной) цены, предложенной участником закупки. …»

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку
Станьте нашим читателем

Мы в соцсетях
Пожалуйста, войдите на сайт

Портал Про-госзаказ.ру

Уже прочитали ответ на свой вопрос? Не спешите уходить!
По данному вопросу еще много нюансов, прочитайте ответ дальше.
Для получения полного доступа необходимо зарегистрироваться. Это займет меньше минуты.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Или авторизуйтесь при помощи социальных сетей
Зарегистрироваться
×
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок - доступ к самым интересным видеотренингам по теме госзакупок в


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ, необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок доступ к записям вебинаров по Законам 44 – ФЗ и 223 –ФЗ


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.