Тел. 8 (800) 511-98-67 Звонок бесплатный! Активировать гостевой доступ
Портал государственных закупок Про-Госзаказ.Ру

Ответственность сторон по контракту при закупке услуг по страхованию КАСКО и ОСАГО

  • 21 февраля 2019
  • 55

Вопрос

Вопросы касаются закупки услуг по страхованию КАСКО и ОСАГО. В случае если после заключения контракта с твердой ценой на страхование нескольких машин (с разным сроком начала страхования в течение года), одна из машин попадает в ДТП (до получения полиса на нее), в результате чего ее страхование (ОСАГО и КАСКО) переводится на другой (повышенный) тариф, можно ли увеличить цену контракта на основании пункта 5 части 1 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ (т.е. сами тарифы не изменяются, но страхование конкретной машины переводится с одного тарифа на другой)? Как правильно указывать ответственность сторон в договоре? Какие штрафы предусмотрены для заказчика в случае неверного установления размера ответственности?

Ответ

В данном случае вы не вправе изменить цену контракта на основании, предусмотренным п. 5 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ.

Вы вправе изменить цену контракта по соглашению с исполнителем в случае, если указом Банка России будут изменены страховые тарифы. После внесения соответствующих изменений вы вправе заключить дополнительное соглашение с исполнителем и изменить цену контракта на основании п. 5 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ.

Вы должны устанавливать размер неустойки исходя из п. 21 ст. 12 Закона об ОСАГО.

Так как Закон об ОСАГО является специальным по отношению к Закону № 44 -ФЗ, а предусмотренный в Законе об ОСАГО размер неустойки выражен в больше размере.

В подтверждение постановление АС Восточно-Сибирского округа от 11.10.2017 № Ф02-4601/2017, постановление Пленума Верховного суда 29.01.2015 № 2 (п.п. 54, 55).

В случае неверного определения размера ответственности в контракте предусмотрена административная ответственность по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ (штраф на должностных лиц в размере 3 000 рублей).

Письмо Минэкономразвития России от 01.03.2017 № Д28и-1364

Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу о применении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ) и сообщает.

Согласно части 1 статьи 34 Закона № 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом № 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

При заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных указанной статьей и статьей 95 Закона № 44-ФЗ (часть 2 статьи 34 Закона № 44-ФЗ).

Таким образом, изменение условий контракта допускается только в случаях, предусмотренных статьей 34 и статьей 95 Закона № 44-ФЗ.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон, в том числе в случае изменения в соответствии с законодательством Российской Федерации регулируемых цен (тарифов) на товары, работы, услуги.

Учитывая изложенное, заказчик вправе по соглашению сторон изменить цену контракта в случае изменения в соответствии с законодательством Российской Федерации регулируемых цен (тарифов) на закупаемые товары, работы, услуги.

Как прописать пени в контракте при закупке услуг ОСАГО

При закупке услуг ОСАГО включите в контракт пени согласно Федеральному закону от 25.04.2002 № 40-ФЗ (далее – Закон № 40-ФЗ). Размер неустойки зависит от нарушения, которое допустил исполнитель контракта. Если контрагент с нарушением срока:

  • провел страховую выплату – 1 процент от размера страхового возмещения за каждый день просрочки;
  • сделал восстановительный ремонт – 0,5 процента от страховой суммы за каждый день просрочки, но не больше суммы возмещения;
  • направил потерпевшему мотивированный отказ в страховом возмещении – 0,05 процента от страховой суммы за каждый день просрочки.

Размеры неустойки перечислены в части 21 статьи 12 Закона № 40-ФЗ.

Пени по закону об ОСАГО следует применять, так как этот закон носит специальный характер к Закону № 44-ФЗ. Если одни отношения регулируют сразу два закона, то следует применять специальную норму. К такому выводу пришел Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в постановлении от 11.10.2017 № Ф02-4601/2017. Арбитражный суд опирался на позицию Верховного суда в обзоре от 19.10.2016 № 3 (2016).

Утверждение документации о закупке, установление требований в нарушение требований закона (чч. 4, 4.1, 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ)

Частью 4 ст. 7.30 КоАП РФ предусмотрена ответственность за установление порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), окончательных предложений участников закупки, требований к участникам закупки, к размеру обеспечения заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), размеру и способам обеспечения исполнения контракта, не предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, а также требования о представлении участниками закупки в составе заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок информации и документов.

Частью 4.1 ст. 7.30 КоАП РФ – за включение в описание объекта закупки требований и указаний в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименования места происхождения товара или наименования производителя, требований к товарам, информации, работам, услугам при условии, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, или включение в состав одного лота, объекта закупки товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных между собой.

За утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных чч. 4 и 4.1 ст. 7.30 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.

Объект рассматриваемых административных правонарушений является общим, то есть это те охраняемые административным законом общественные отношения, на которые посягает виновное лицо, а именно, отношения в сфере собственности и установленный порядок, связанный с закупкой товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд при отборе участников торгов на право заключить с ними контракт.

Между тем, объективная сторона рассматриваемых составов административных правонарушений различна.

Так, объективная сторона состава административного правонарушения, Предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ, характеризуется противоправным поведением виновного лица, как утверждение документации о торгах, запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе.

Объективная же сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.1 ст. 7.30 КоАП РФ, характеризуется следующими противоправными поведениями виновного лица:

 включение в документацию или извещение указания на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя;

 включение в документацию или извещение требований к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.

При этом необходимо отметить, что по своей природе, как включение в документацию указаний, приведенных в диспозиции ч. 4.1 ст. 7.30 КоАП РФ, так и утверждение документации, не соответствующей требованиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации о контрактной системе (ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ), как показывает практика, может быть выражено через утверждение таких документаций одним и тем же должностным лицом заказчика, уполномоченного органа, а также необходимо учитывать, что оба таких деяния являются нарушением положений законодательства Российской Федерации о контрактной системе.

Таким образом, условно рассматриваемые составы административных правонарушений можно классифицировать как основной состав (ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ), так и квалифицированный (ч. 4.1 ст. 7.30 КоАП РФ), то есть состав, который включает признаки, повышающие степень общественной опасности содеянного.

Кроме указанного, необходимо отметить, что нормами КоАП РФ предусмотрена возможность привлечения к административной ответственности только за оконченное правонарушение.

Как следует из диспозиции ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ, такой состав административного правонарушения сконструирован по формальному типу, т. е. в ч 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ объективная сторона административного правонарушения обозначена только как общественно опасное деяние.

Между тем, состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.1 ст. 7.30 КоАП РФ, является, по своей юридической природе, сложным (альтернативным) составом административного правонарушения, характеризующийся несколькими деяниями или последствиями, наличие которых (альтернативно любого) достаточно, при наличии других обязательных признаков, для наступления административной ответственности.

Таким образом, принимая во внимание сказанное, действия должностного лица заказчика, уполномоченного органа, выразившиеся в утверждении документации, определении извещения с нарушением положений законодательства Российской Федерации о контрактной системе, за исключением, если такое нарушение названного законодательства выражено во включении в документацию указания на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, следует квалифицировать по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ, что касается обозначенного исключения, то такие действия квалифицируются по ч. 4.1 ст. 7.30 КоАП РФ.

Отдельно следует рассмотреть вопрос квалификации противоправного деяния должностного лица заказчика, уполномоченного органа, выразившегося во включение в документацию или извещение о проведении запроса котировок требований к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупок.

Как указывалось выше, объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.1 ст. 7.30 КоАП РФ, характеризуется в установлении должностным лицом заказчика, уполномоченного органа в документации, извещении о проведении запроса котировок, требований к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупок.

Следовательно, исходя из диспозиции указанной нормы, административное правонарушение, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 4.1 ст. 7.30 КоАП РФ, является оконченным с момента возникновения невозможности участвовать участнику (участникам) в закупке в силу установленных в утвержденной документации или извещении о проведении запроса котировок требований, к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников.

Что касается объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 7.30 КоАП РФ, то следует отметить, что он также является квалифицированным по отношению к составу, определенному ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ. Его общественную опасность составляет то, что незаконно установленные требования к порядку рассмотрения и оценки заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), окончательных предложений участников закупки, требования к участникам закупки, к размеру обеспечения заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), размеру и способам обеспечения исполнения контракта, не предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, а также требования о представлении участниками закупки в составе заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок информации и документов является основанием для отказа участнику в допуске к участию в закупке либо влияет на возможность признания такого участника победителем.

При этом перечень требований к участнику закупки при проведении любой закупки поименован в ст. 31 Закона о контрактной системе и может быть разделен на общие, применяемые при проведении любых закупок с учетом объекта закупки и дополнительные, которые могут быть применены при проведении предквалификационного отбора.

На практике необходимо отметить, что при установлении незаконных требований к участнику закупки, требований о представлении им в составе заявки на участие в закупке документов и информации ответственности подлежит не только лицо, которое установило такое требование в документации, извещении (ч. 4 ст. 7.30 КоАП РФ), но и члены комиссии, которые применили незаконно установленное требование к участнику закупки, в связи с чем его заявка была незаконно отклонена (ч. 2 ст. 7.30 КоАП РФ).

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку
Станьте нашим читателем

Мы в соцсетях
Пожалуйста, войдите на сайт

Портал Про-госзаказ.ру

Уже прочитали ответ на свой вопрос? Не спешите уходить!
По данному вопросу еще много нюансов, прочитайте ответ дальше.
Для получения полного доступа необходимо зарегистрироваться. Это займет меньше минуты.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Или авторизуйтесь при помощи социальных сетей
Зарегистрироваться
×
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок - доступ к самым интересным видеотренингам по теме госзакупок в


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ, необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок доступ к записям вебинаров по Законам 44 – ФЗ и 223 –ФЗ


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.