Тел. 8 (800) 511-98-67 Звонок бесплатный! Активировать гостевой доступ
Портал государственных закупок Про-Госзаказ.Ру

Состав протокола рассмотрения заявки на участие в конкурсе

  • 21 февраля 2019
  • 18

Вопрос

К протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в конкурсе не приложили предложение участника открытого конкурса в отношении объекта закупки по пункту 2 части 2 статьи 51 Закона № 44-ФЗ. Данная информация была приложена к протоколу вскрытия конвертов. Насколько это существенное нарушение?

Ответ

Нарушен, установленный Законом № 44-ФЗ, порядок размещения документов в ЕИС. Степень существенности нарушения могут определить только контрольные органы.

В случае рассмотрения вопроса о привлечении к административной ответственности, укажите на малозначительность допущенного нарушения. За нарушение порядка размещения документов в ЕИС заказчик может быть привлечён к административной ответственности по ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП. Штраф на должностных лиц в размере 15 000 рублей; на юридических лиц – 50 000 рублей.

Заказчикам, которые нарушат требования Закона № 44-ФЗ, грозит штраф или дисквалификация. Самый большой штраф – 500 000 руб. При этом заказчик вправе оспорить административную ответственность или попросить снизить сумму штрафа. 

Кто попадает под административную ответственность по 44-ФЗ

Под административную ответственность за нарушение 44-ФЗ попадают:

  • заказчик;
  • специализированная организация;
  • должностное лицо заказчика, уполномоченного органа или учреждения;
  • оператор электронной площадки.

Должностное лицо – это работник, который нарушил Закон № 44-ФЗ: член комиссии по закупкам, член приемочной комиссии, работник контрактной службы, контрактный управляющий (примечание к ст. 2.4 КоАП РФ).

Как снизить штраф по 44-ФЗ

Должностное лицо вправе попросить, чтобы снизили штраф, минимальный размер которого – 50 000 руб. и более. Однако новый штраф составит не меньше, чем половину размера минимального штрафа. Например, минимальный размер штрафа – 50 000 руб. Тогда штраф должностного лица снизят до суммы не менее 25 000 руб. (ч. 2.2, 2.3 ст. 4.1 КоАП РФ).

Организация вправе попросить, чтобы снизили штраф, минимальный размер которого – 100 000 руб. или выше. Штраф могут снизить только до половины его минимального размера. Например, минимальный размер штрафа для юрлица – 200 000 руб. Такой штраф снизят максимум до 100 000 руб. (ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ).

Снизить размер минимального штрафа вправе судья, орган или должностное лицо, которые рассматривают:

  • дело о правонарушении;
  • жалобу на постановление;
  • решение по делу.

Об этом сказано в частях 2.2 и 3.2 статьи 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Совет: когда оспариваете ответственность и просите суд снизить штраф, ссылайтесь на положения статьи 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях и позицию Конституционного суда РФ из постановления от 25 февраля 2014 года № 4-П

В постановлении № 4-П Конституционный суд РФ поясняет, что судья вправе снизить штраф, минимальный размер которого – от 100 000 руб. При этом новый штраф составит не меньше половины размера минимального штрафа.

Когда заказчик вправе оспорить административную ответственность

Заказчик, должностное лицо заказчика вправе оспорить административную ответственность по девяти основаниям в административном или судебном порядке. Срок – 10 дней с момента, когда заказчик получил постановление.

Основание 1. Нет события правонарушения

Суд не привлечет лицо к ответственности, если установит, что правонарушения не было. При этом не важно, какие доказательства представил административный орган.

Пример: об отсутствии правонарушения

Заместитель руководителя по производственным вопросам заключил государственные контракты без согласования с уполномоченным органом – министерством финансов республики. Контрольно-ревизионное управление министерства наложило на работника штраф в размере 30 000 руб. Основание – часть 1 статьи 7.29 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Заместитель руководителя подал заявление в районный суд и просил отменить постановление министерства финансов.

Верховный суд РФ отменил постановление, поскольку не нашел события правонарушения. Судья пояснил, что на день, когда министерство финансов вынесло постановление, обязанность заключать контракт только после того, как уполномоченный орган согласует закупку, отменили. Правительство РФ внесло изменения в пункт 25 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ (постановление Верховного суда Республики Башкортостан от 28 сентября 2015 г. по делу № 4А-1093/2015).

Пример: об отсутствии правонарушения

Главный врач заключила контракт на капремонт тепловой сети по пункту 9 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. Ремонт понадобился в результате чрезвычайной ситуации. Департамент области по контролю признал контракт незаконным и привлек главврача к ответственности по части 2 статьи 7.29 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Главный врач не согласилась с контрольным органом и обратилась в районный суд.

Судья установил, что события правонарушения не было. Главврач заключила контракт с единственным поставщиком, поскольку прорвало участок труб теплотрассы. Времени на конкурс у заказчика не было, несвоевременный ремонт мог привести к чрезвычайной ситуации и угрожал жизни и здоровью граждан (постановление Смоленского областного суда от 7 августа 2015 г. по делу № 4А-296/2015).

Основание 2. Малозначительность

Суд может освободить заказчика или его должностное лицо от ответственности по малозначительности (ст. 2.9 КоАП РФ).

Малозначительность означает, что действия виновного не угрожают обществу. При этом не свидетельствуют о малозначительности, а лишь влияют на наказание:

  • личность и имущественное положение виновного лица;
  • факт, что виновный добровольно устранил последствия правонарушения;
  • доказательства, что виновный возместил ущерб.

Об этом сказано в пункте 18 постановления Пленума ВАС РФ от 2 июня 2004 года № 10.

Пример: о малозначительности

Должностное лицо заказчика заключило контракт на аварийные ремонтные работы по пункту 9 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. В обосновании заказчик указал, что заключил контракт с единственным поставщиком, чтобы устранить последствия аварии в подвале после штормового предупреждения.

Контрольное управление комитета финансов посчитало обоснование незаконным и привлекло работника заказчика к ответственности по части 1 статьи 7.29 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Штраф составил 30 000 руб. Работник не согласился с постановлением и обратился в районный суд.

Суд посчитал правонарушение малозначительным и отменил постановление контрольного управления. Судья пояснил, что нарушение не опасно. Сумма контракта составила 5000 руб., а должностное лицо впервые привлекли к административной ответственности. Работник нарушил закон неумышленно (постановление Волгоградского областного суда от 4 июля 2016 г. по делу № 4а-708/2016).

Основание 3. Нарушение не доказали

Административный орган обязан доказать обстоятельства, по которым привлекает к ответственности заказчика или его должностное лицо. Доказательствами того, что лицо нарушило закон, служат факты, на основании которых суд устанавливает обстоятельства дела. Если у административного органа доказательств нет, суд отменит постановление или не привлечет виновного к ответственности (ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ).

Основание 4. Вину не доказали

Административный орган должен доказать, что лицо виновно и нарушило закон. Лицо признают виновным, если у него была возможность соблюсти правила и нормы, за нарушение которых предусмотрена ответственность, но оно этого не сделало (ст. 26.1, ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).

Основание 5. Лицо, которое привлекли к ответственности, не субъект правонарушения

Субъект правонарушения – это лицо, которое нарушило нормы законодательства. Если виновного не установили, то нет и нарушения. А если лицо, которое привлекают к ответственности, на самом деле не субъект правонарушения и докажет это, его не привлекут к ответственности.

Основание 6. Истек срок давности

Срок давности по нарушениям антимонопольного законодательства и требований Закона № 44-ФЗ – один год. Если контролеры опоздали с началом административного производства, то не вправе оштрафовать нарушителя. Однако необходимо точно понимать, с какой даты отсчитывать срок.

Разобраться с датой, с которой отсчитывают срок исковой давности, поможет таблица.

Вид правонарушения Порядок отсчета срока исковой давности
Все случаи, кроме перечисленных ниже Со дня, следующего за датой, когда административное правонарушение совершено, или днем обнаружения правонарушения
Нарушение в форме бездействия Со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения обязанности
Длящееся административное правонарушение Со дня обнаружения административного правонарушения
Правонарушение, в отношении которого предусмотренная обязанность не выполнена к определенному сроку Срок исковой давности начинает течь с момента наступления срока для выполнения обязанности

Длящееся административное правонарушение – действие или бездействие, которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.

Единственный случай, когда течение искового срока приостанавливается, – удовлетворение ходатайства о рассмотрении административного дела по месту жительства ответчика. Кроме того, Кодекс РФ об административных правонарушениях не предусматривает возможности перерыва срока исковой давности.

Такие разъяснения даны в практикообразующем документе – в пункте 14 постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 марта 2005 г. № 5.

Основание 7. Протокол о правонарушении составили не по правилам

Суд не привлечет лицо к ответственности, если установит, что административный орган составил протокол о нарушении не по правилам. Протокол с объяснениями и сведениями – основное доказательство по делам об административных нарушениях. Протокол, который административный орган составил с нарушениями, суд не считает доказательством (ч. 2, 3 ст. 26.2, ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ).

Основание 8. Административный орган не сообщил виновному, где и когда составит протокол по делу об административном правонарушении, рассмотрит дело

Административный орган должен известить виновного, где и когда рассмотрит дело об административном нарушении. Если виновного не известили, суд может отменить постановление. Дело о правонарушении рассматривают в присутствии виновного лица (ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ).

Основание 9. Лицо привлекли к ответственности за одно и то же правонарушение

Нельзя наказать дважды за одно и то же нарушение. Поэтому суд не привлечет лицо к ответственности за нарушение, за которое виновного уже наказывали (ч. 5 ст. 4.1 КоАП РФ).

Дела, которые рассматривают Федеральное казначейство, органы исполнительной власти субъектов РФ по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, ФАС России, заказчик обжалует в суде общей юрисдикции. Дела, которые рассматривают мировой и районный судьи, обжалуют в вышестоящем суде. Чтобы обжаловать дело, заказчики руководствуются правилами главы 30 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку
Станьте нашим читателем

Мы в соцсетях
Пожалуйста, войдите на сайт

Портал Про-госзаказ.ру

Уже прочитали ответ на свой вопрос? Не спешите уходить!
По данному вопросу еще много нюансов, прочитайте ответ дальше.
Для получения полного доступа необходимо зарегистрироваться. Это займет меньше минуты.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Или авторизуйтесь при помощи социальных сетей
Зарегистрироваться
×
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок - доступ к самым интересным видеотренингам по теме госзакупок в


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ, необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок доступ к записям вебинаров по Законам 44 – ФЗ и 223 –ФЗ


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.