Тел. 8 (800) 511-98-67 Звонок бесплатный! Активировать гостевой доступ
Портал государственных закупок Про-Госзаказ.Ру

Дополнительные требования к участникам закупки

  • 25 января 2019
  • 74

Вопрос

Чем грозит заказчику тот факт, что он не установил дополнительные требования?

Ответ

Размещение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, специализированной организацией в единой информационной системе в сфере закупок информации и документов, подлежащих размещению, с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частями 1-1.3 и 1.7 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - пятидесяти тысяч рублей. Ответственность установлена ч. 1.4. ст. 7.30. КоАП РФ.

Утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 4.1 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере трех тысяч рублей (ч. 4.2. ст. 7.30. КоАП РФ).

Какие дополнительные требования установить к участникам закупки

Правительство вправе установить дополнительные требования к участникам закупок, например наличие:

  • финансовых ресурсов;
  • оборудования и других материальных ресурсов;
  • опыта работы по предмету контракта;
  • деловой репутации;
  • необходимого количества специалистов.

Внимание: оценивайте опыт работы самого участника закупки. Договор коммерческой концессии – не подтверждение

Опыт с учетом правопреемства засчитайте, только если предусмотрели такую возможность в документации (письма от 17.09.2015 № Д28и-2791, от 28.07.2015 № Д28и-2175, от 15.07.2015 № Д28и-2170, от 04.06.2015 № Д28и-1569).

Если Правительство установит доптребования, заказчик обязан прописать их в извещении и документации о закупке, а комиссия – проверить, отвечает ли участник этим требованиям. Документы, которыми участник подтверждает соответствие, также устанавливает Правительство. Такие правила прописаны в части 4 статьи 31 Закона № 44-ФЗ.

Так, Правительство установило дополнительные требования к участникам в постановлении от 04.02.2015 № 99 (далее – постановление № 99). Правила постановления работают, когда заказчик проводит конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс или аукцион, а предмет закупки:

  • работы по сохранению объектов культурного наследия;
  • работы по реставрации музейных предметов и коллекций из Музейного фонда;
  • работы по реставрации документов Архивного фонда, особо ценных и редких документов, которые входят в состав библиотечных фондов;
  • работы и услуги, во время которых заказчик допускает подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам музея, к системам безопасности музейных предметов и коллекций, архивных документов, библиотечного фонда;
  • строительные работы, которые включены в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) ОКПД2 ОК 034-2014, если начальная (максимальная) цена контракта или лота превышает 10 млн руб.;
  • транспортные услуги, которые связаны с воинскими морскими и речными перевозками;
  • транспортные услуги или работы, которые связаны с техническим обслуживанием, ремонтным монтажом и ремонтом железнодорожного подвижного состава, если такой состав находится в оперативном управлении Вооруженных сил и организаций, подведомственных Минобороны.

Пример: о применении постановления № 99

Заказчик закупает транспортные услуги для воинских морских перевозок. В документации о закупке он установил доптребования к участникам. Потенциальные исполнители обязаны:

1. подтвердить, что у них в собственности или другом вещном праве есть суда, транспортные средства, оборудование и материальные ресурсы;

2. предоставить информацию о том, что за последние три года они оказывали аналогичные услуги на сумму не менее 20 процентов от НМЦК.

Для этого участники представляют оригиналы или копии контрактов, выписки из них и акты оказания услуг. Такие разъяснения дали Минэкономразвития и ФАС в письме от 28.08.2015 № 23275-ЕЕ/Д28И, АЦ/45739/15. На текущий ремонт такие разъяснения не распространяются (решение Верховного суда от 22.08.2016 № АКПИ16-574).

Также постановление № 99 устанавливает доптребования к квалификации участников, когда заказчик закупает товары, работы, услуги технической или технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера. Такие доптребования применяйте, только когда проводите конкурс с ограниченным участием и предмет закупки:

  • работы по проектированию, сооружению и выводу из эксплуатации объектов использования атомной энергии;
  • работы по обращению с ядерными материалами, отработавшим ядерным топливом, радиоактивными веществами и радиоактивными отходами;
  • работы по конструированию и изготовлению оборудования, которое применяют на объектах использования атомной энергии;
  • работы по ремонту вооружения и военной техники ядерного оружейного комплекса;
  • работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капстроительства;
  • работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту искусственных дорожных сооружений из состава автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, если НМЦК для государственных нужд превышает 150 млн руб., для муниципальных нужд – 50 млн руб.;
  • услуги общественного питания и поставки пищевых продуктов для образовательных и медицинских организаций, учреждений социального обслуживания, организаций отдыха и оздоровления детей, если НМЦК превышает 500 000 руб.;
  • работы по определению кадастровой стоимости, когда проводят государственную кадастровую оценку;
  • обязательный публичный технологический и ценовой аудит крупных инвестиционных проектов с госучастием.

Правительство вправе устанавливать дополнительные требования к участникам закупок, если заказчик закупает консультационные, аудиторские и сопутствующие услуги. Об этом сказано в части 2.1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ. Пока такие требования не установлены.

Ситуация: правомерно ли требовать от участников конкурса с ограниченным участием на поставку продуктов подтвердить опыт контрактами на поставку продуктов или оказание услуг общественного питания

Да, правомерно. Участник вправе подтвердить опыт поставки продуктов питания как контрактом на услуги общественного питания, так и контрактом на поставку продуктов. Вывод следует из пункта 6 приложения 2 к постановлению Правительства от 04.02.2015 № 99. Аналогичную позицию высказали Минэкономразвития и ФАС в письме от 28.08.2015 № 23275-ЕЕ/Д28и, АЦ/45739/15.

Ситуация: как участник должен подтвердить, что у него в штате есть специалисты, которые необходимы заказчику

Участники закупки прикладывают к заявке копии дипломов сотрудников, акты выполненных работ или услуг и другие документы (письмо от 04.08.2016 № Д28и-2007).

Ситуация: заказчик проводит электронный аукцион. Нужно ли учитывать постановление № 99

Да. Постановление № 99 распространяется на электронный и закрытый аукцион (ч. 2 ст. 24 Закона № 44-ФЗ).

Ситуация: заказчик закупает лекарства. Нужно ли устанавливать дополнительные требования к участникам

Нет. Правительство не установило дополнительные требования к участникам, которые поставляют лекарства.

Ситуация: вправе ли заказчик установить дополнительные требования к участникам открытого конкурса

Нет, не вправе. Дополнительные требования предъявляйте к участникам, когда закупаете товары, работы, услуги из постановления № 99 и проводите конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс или аукцион (п. 1 постановления № 99).

Ситуация: образовательная организация закупает услуги общественного питания конкурсом с ограниченным участием. В закупке 10 лотов, по одному из которых НМЦК превышает 500 000 руб. Как установить дополнительные требования

Заказчик не вправе объединять такие лоты. Закупку на сумму свыше 500 000 руб. проведите как конкурс с ограниченным участием и установите дополнительные требования. Закупку по остальным лотам проведите как электронный аукцион, запрос котировок или заключите контракт с единственным поставщиком.

Заказчик вправе провести конкурс с ограниченным участием и установить доптребования к участникам, только если закупает услуги общественного питания на сумму больше 500 000 руб. Об этом сказано в пункте 6 приложения 2 к постановлению № 99, части 2 статьи 31 Закона № 44-ФЗ.

Ситуация: заказчик закупает реставрационные работы. Как определить, какой объем оборудования потребовать от участника

Ни в Законе № 44-ФЗ, ни в постановлении № 99 нет правил, по которым заказчик определяет, какой объем оборудования необходим для тех или иных работ. Поэтому исходите из вида работ, которые указаны в сметном расчете, техническом задании или смете-калькуляции к контракту. Не устанавливайте завышенные требования к оборудованию или технике, иначе ограничите конкуренцию. Также не требуйте оборудование и технику определенных марок, моделей, товарного знака или производителя.

Пример – решение ФАС от 22.10.2015 по делу № К-1382/15. Заказчик установил в документации о закупке требование о том, что у участника должно быть недвижимое имущество, которое необходимо, чтобы исполнить контракт. В частности, тахеометр – 1 штука, плоттер – 2 штуки, МФУ – 2 штуки. Кроме того, заказчик указал характеристики такого имущества без товарного знака. Контролеры признали такие действия законными.

Ситуация: какими договорами подтвердить опыт работ по строительству, реконструкции и капремонту объектов капитального строительства

Опыт работы подтвердит любой вид договоров. Просто проверьте, отвечает ли договор, которым участник подтверждает опыт, условиям приложения № 1 к постановлению № 99. Например, участник закупки вправе приложить к заявке договор субподряда.

Также не имеет значения, с кем участник заключил договор – с индивидуальным предпринимателем, коммерческим заказчиком, госкомпанией по Закону от 18.07.2011 № 223-ФЗ. Требований ко второй стороне договора в постановлении № 99 нет.

Когда проверяете договор, обратите внимание на оправдательные документы. Если в качестве акта выполненных работ в договоре указаны КС-2 и КС-3, проверьте, соответствуют ли они условиям приложения № 1 к постановлению № 99. Если по условиям договора участник вместо КС-2 и КС-3 представляет другие документы, это не отвечает правилам приложения № 1. Такую заявку заказчик вправе отклонить. Данный вывод подтверждает решение Владимирского УФАС от 05.02.2016 по делу № Г45-04/2016.

Ситуация: вправе ли участник подтвердить опыт работ по ремонту газопровода договором на ремонт водопровода

Да, так как работы по ремонту водопровода и газопровода постановление № 99 относит к одной группе. Такую позицию подтверждает письмо Минэкономразвития от 28.05.2015 № Д28и-1362.

Ситуация: вправе ли заказчик требовать от участников закупки свидетельство о регистрации электролаборатории

Нет, не вправе. Свидетельство о регистрации электролаборатории подтверждает соответствие не участника, а оборудования. Кроме того, участники закупок вправе привлекать подрядные организации (постановление Тридцатого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2011 № 13АП-21167/2010).

Ситуация: можно ли подтвердить соответствие дополнительным требованиям договорами на субподряд

Да, это допустимо.

Как показывает практика контрольных органов, участники закупки вправе подтверждать свое соответствие дополнительным требованиям на основе договоров субподряда. Комиссия УФАС рассматривала дело, где участник подтвердил свое соответствие дополнительным требованиям договорами субподряда. В решении комиссия не указала, что действия участника были незаконны (решение Челябинского УФАС от 10.05.2016 по делу № 326-ж/2016).

Ситуация: устанавливают ли дополнительные требования к участникам, когда закупают работы по текущему ремонту

Нет, не устанавливают.

Работы по капитальному и текущему ремонту отличаются по содержанию и имеют различное правовое регулирование. Дополнительное требование к участникам закупки на текущий ремонт о наличии опыта исполнения контракта на работы по строительству, реконструкции и капремонту выходит за рамки адекватного истолкования положений постановления № 99. К такому выводу пришел Верховный суд в определении от 29.11.2016 № АПЛ16-490.

Если контрольный орган в сфере закупок в случае обжалования признает действия заказчика неправильными, то будьте готовы обосновать свою позицию с учетом судебных решений: апелляционное определение Верховного суда от 29.11.2016 № АПЛ16-490, решение Верховного суда от 22.08.2016 № АКПИ16-574.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку
Станьте нашим читателем

Мы в соцсетях
Пожалуйста, войдите на сайт

Портал Про-госзаказ.ру

Уже прочитали ответ на свой вопрос? Не спешите уходить!
По данному вопросу еще много нюансов, прочитайте ответ дальше.
Для получения полного доступа необходимо зарегистрироваться. Это займет меньше минуты.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Или авторизуйтесь при помощи социальных сетей
Зарегистрироваться
×
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок - доступ к самым интересным видеотренингам по теме госзакупок в


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ, необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок доступ к записям вебинаров по Законам 44 – ФЗ и 223 –ФЗ


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.