Вопрос
Прошел электронный аукцион на выполнение работ с требованием о привлечении субпродрядиков, соисполнителей среди СМП и СОНКО – 20%. Победитель является СМП и в протоколе разногласий при заключении контракта просит изменить формулировку , ссылаясь на несоответствие в указанной части проекта контракта извещению. В случае если в извещении об осуществлении закупки установлено указанное требование о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНО, но победителем данной закупки становится СМП или СОНО, требование, предусмотренное частью 5 статьи 30 Закона № 44-ФЗ, к нему не предъявляется?
Ответ
В соответствии с ч. 1 ст. 34, ч. 10 ст. 83.2 Закона № 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, заявкой, участника закупки, с которым заключается контракт. Изменение условий контакта при его заключении, в том числе в части, указанной в вопросе, содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.32 КоАП.
Предлагаемое победителем закупки условие необходимо было включать в документацию о закупке, в проект контракта на этапе подготовки документации. На это указано, например, в письме Минэкономразвития России от 28.04.2017 № Д28и-1929.
Если победитель закупки – СМП или СОНО, то привлекать к исполнению контракта СМП или СОНО не нужно, однако указанный в контракте объем привлечения соисполнителей из числа СМП, включается в отчет об объеме закупок у СМП в виде процента от суммы контракта, который должны были исполнить такие субподрядчики.
Такие разъяснения дает Минэкономразвития в своих письмах от 23.12.2016 № ОГ-Д28-15310, от 16.08.2016 № Д28и-2105, от 28.04.2017 № Д28и-1929.
Письмо Минэкономразвития России от 23.12.2016 № ОГ-Д28-15310 О разъяснении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ
Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу о разъяснении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ) и сообщает.
Согласно части 1 статьи 30 Закона № 44-ФЗ заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (далее соответственно - СМП, СОНО) в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 статьи 30 Закона № 44-ФЗ.
В соответствии с частью 5 статьи 30 Закона № 44-ФЗ заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся СМП или СОНО, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНО.
Согласно части 6 статьи 30 Закона № 44-ФЗ условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНО в случае, предусмотренном частью 5 статьи 30 Закона № 44-ФЗ, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта. Указанный объем учитывается в объеме закупок, осуществленных заказчиками у СМП, СОНО в соответствии с частью 1 статьи 30 Закона № 44-ФЗ, и включается в отчет, указанный в части 4 статьи 30 Закона № 44-ФЗ.
Таким образом, в случае, если в извещении об осуществлении закупки установлено указанное требование о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНО, но победителем данной закупки становится СМП или СОНО, требование, предусмотренное частью 5 статьи 30 Закона № 44-ФЗ, к нему не предъявляется.
При этом Департамент развития контрактной системы рекомендует при подготовке проектов контрактов формулировать условие о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНО с указанием на то, что данное условие не применяется в случае, если контракт заключается с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), являющимся СМП или СОНО.
Согласно части 4.1 статьи 30 Закона № 44-ФЗ порядок подготовки отчета, указанного в части 4 статьи 30 Закона № 44-ФЗ, его размещения в единой информационной системе, форма указанного отчета определяются Правительством Российской Федерации.
Так, правила подготовки отчета, его размещения в единой информационной системе, а также форма указанного отчета и требования к заполнению отчета (далее - Требования) утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2015 г. № 238 «О порядке подготовки отчета об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, его размещения в единой информационной системе и внесении изменения в Положение о Межведомственной комиссии по отбору инвестиционных проектов, российских кредитных организаций и международных финансовых организаций для участия в Программе поддержки инвестиционных проектов, реализуемых на территории Российской Федерации на основе проектного финансирования».
В позиции 6 указанного отчета указывается объем привлечения в отчетном году субподрядчиков и соисполнителей из числа СМП, СОНО к исполнению контрактов, заключенных по результатам определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в извещениях об осуществлении которых было установлено требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся СМП, СОНО, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков (соисполнителей) из числа СМП, СОНО.
При этом в соответствии с подпунктом «е» пункта 2 Требований, в случае если поставщик (подрядчик, исполнитель), с которым заключен контракт в соответствии с частью 5 статьи 30 Закона № 44-ФЗ, является СМП, СОНО, то в позиции 6 отчета учитывается объем, установленный условиями контракта в виде процента цены контракта.
Обращаем внимание, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов. Минэкономразвития России - федеральный орган исполнительной власти, действующим законодательством Российской Федерации, в том числе Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. № 437, не наделен компетенцией по разъяснению законодательства Российской Федерации.